Где найти 120 миллиардов рублей на новые мусоровозы

Минприроды, Минпромторгу и экологическим операторам (как общероссийскому, так и региональным) дали отсрочку в три года на обновление парка мусоровозов. В течение этого срока уже использующиеся машины не будут штрафовать за превышение нагрузки на ось, которое может привести к разрушению дорожных покрытий.

Одобренный сенаторами закон предусматривает введение трехлетнего моратория на штрафы для мусоровозов за перевес. Дело в том, что сегодня запрещено движение по дорогам автомобилей с перегрузом свыше 10 процентов от допустимой массы машины или если нагрузка на ось превышает этот показатель. Ни один имеющийся сегодня в распоряжении региональных операторов мусоровоз этим критериям не соответствует.

В пояснительной записке авторы инициативы сослались на то, что сейчас невозможно реализовать систему штрафов так, чтобы от нее никто не пострадал. В частности, указано в документе, уменьшение объема перевозимого за раз мусора или закупка техники меньшего объема повлечет за собой серьезное увеличение издержек региональных операторов. А значит, плата за вывоз ТКО и других отходов для юридических лиц и населения неминуемо вырастет в несколько раз. При этом наладить выпуск новых мусоровозов, которые обладали бы такими же показателями вместимости, но при этом иной конструкцией, позволяющей снизить нагрузку на ось, невозможно тоже — это слишком дорого.

«По оценке Минприроды России и Российского экологического оператора, размер средств, необходимых для замены всех мусоровозов с двумя осями, составляет 120 миллиардов рублей единовременно или порядка 40 миллиардов рублей ежегодно в случае использования механизмов лизинга», — пояснил в ходе пленарного заседания в Совете Федерации член Комитета по экономической политике Валерий Васильев.

Поэтому и появился мораторий. По сути, подчеркнул Валерий Васильев, это установленная законом отсрочка, которая позволит всем профильным ведомствам подготовиться и переоборудовать либо же заменить парк мусоровозной техники, чтобы она соответствовала новым требованиям. Однако удастся ли это сделать — вопрос пока открытый.

«Минприроды, Минпромторгу, РЭО и региональным операторам необходимо подготовить график замены техники, который позволит выполнить эту задачу, — отметил сенатор. — Важно, чтобы мы через три года не рассматривали очередной законопроект о продлении моратория. Потому что сейчас мы, по сути, создаем прецедент по предоставлению преференций: региональные операторы, разрушая дороги, не будут вносить за них плату».